«Рыболовный рай» — сайт о рыбалке


Давно это было

Эпоха Палеолита9 завершилась в Ком.," По - ' €лшЬнчо Ледникового периода. Широко рас. ро-Стртяылосъ Рыболовство, а на севере — морской

Из учебника по истории

Ш Ам 4Ъаимг-меяее полной Музейной экс -

Авв, —тдмг увпии Почти Однозначно Определяются как

Аввавв поао Рыбы. Это Многочисленные крючки, гарпуны

«строга, наготовленные часто Из костей той же рыбы - авш Щгугшх Животных.

В ведрах Археологической науки развилось целое на-учвазе ввправление, изучающее орудия древнего челове-вв Вообще И рыболовные снасти в частности. Сегодня уче-Авиг С Бааыоой Степенью достоверности могут рассказать, Авв Обрабатывался тот или иной костяной гарпун и каким Образом Удавалось нашим предкам с такой точностью про­Сверлить Дыру для лески, роль которой в те давние вре-Авав Выполняли нить из луба некоторых деревьев, обра­ботанная жила животного происхождения или (что тоже ■и* щ Место) собственные волосы рыболова, лишь по про-Вэгствкм Многих веков замененные конским волосом. Уче­ные знают, как умудрялись изготовить и отшлифовать ко­стяной крючок таким образом, чтобы с него не «сходила» рыба и он выдерживал весьма значительные нагрузки, не «■■вгибаясь и не ломаясь.

К счастью, наши познания о рыбалке древних люде, и использовавшихся ими орудиях лова не исчерпывают­ся этими «немыми свидетелями», украшающими стенды музеев. Пристально изучая редкие сообщества, еще се­годня живущие как бы в «каменном веке», ученые, а зместе с ними и мы, получаем уникальную информацию ) быте и условиях жизни людей, сходных с теми, в ко­торых существовали наши далекие предки сотни тысяч лет назад. Это дает возможность видеть то, что, каза-тось бы, для нас утеряно безвозвратно — живую жизнь людей каменного века!

Одним из первопроходцев в изучении жизни первобыт­ных племен, оставивших подробные описания многих сто­рон жизни этих «выходцев из седой древности», был рус­ский ученый-энциклопедист, отважный путешественник и гуманист Николай Николаевич Миклухо-Маклай. Его тру­ды, а он оставил более ста научных работ по «различным вопросам антропологии и этнографии, а также зоологии, сравнительной анатомии, географии и некоторых других наук»10, составляют предмет законной гордости отечествен­ной науки. Они, кроме огромной научной, имеют и боль­шую познавательную ценность; то есть интересны всяко­му культурному человеку...

Именно его глазами мы сегодня можем увидеть эту картину из жизни людей каменного века, повторяющую древнейший способ рыбной ловли. Увидеть и удивиться. Удивиться тому, как ловок был наш далекий предок, ло­вивший рыбу, не имея никаких снастей, кроме своих рук и ног да еще случайно подвернувшегося камня!

Вот как описывает в своем дневнике эту поразив­шую его сценку лова рыбы папуасом знаменитый путеше­ственник:

«Был отлив; мелкая рыба, должно быть, преследуемая акулами, которых здесь немало, металась во все сторо­ны, выпрыгивая иногда из воды. Из-за деревьев у берега вышел Туй11 и следил за эволюциями рыб. Вдруг рыбы, вероятно, жестоко преследуемые неприятелем, кинулись к берегу. В несколько прыжков Туй очутился около них.

Вода там была немного ниже колена и дно, разумеется, хорошо видно. Вдруг Туй сделал энергичный прыжок, и одна из рыбок оказалась пойманною. Туй ловил их ногой. Он сперва придавил ее ступнею, потом поднял, ухватив между большим и вторым пальцем ноги. Согнув колено, он протянул руку и, высвободив добычу, положил рыбку в мешок. После этого, быстро нагнувшись и схватив камень, Туй бросил его в воду со значительною силою; потом, по­дойдя к тому месту, куда был брошен камень, он, стоя на одной ноге, поднял другую убитую камнем рыбку. Все было сделано не только очень искусно, но даже и весьма гра­циозно».

Вот так это делалось! Ногой ловилась рыбка в камен­ном веке. Потом руками. И надо сказать, что наши руки, эта древнейшая рыболовецкая снасть, по-прежнему в ходу. Бывалые рыболовы, исколесившие реки и озера нашей страны, прекрасно знают, что в любой прибрежной де­ревне и сегодня сыщется мальчишка, а подчас и рыбак далеко не юного возраста, который в два счета, одними руками наловит рыбы в реке, протекающей у родного по­рога или натаскает ее из ямок на дне пруда или торфяно­го карьера, где найдется не только мелкий карась, но и довольно крупная рыба. В среднерусских деревнях этот способ лова рыбы называется «щупанье». И кое-где, осо­бенно в местах обитания налима, который в летнюю жару вял и неактивен, подобная рыбалка очень популярна и по­ныне. Для тех, кто попробует следовать этому древнему опыту рыболовства, скажем по секрету — органы рыбоох­раны тоже наслышаны об этом виде рыболовства, поэто­му лов рыбы руками повсеместно запрещен. В Правилах любительского рыболовства он однозначно трактуется как браконьерский.

Следующим этапом совершенствования рыболовных снастей был. по-видимому, этап, тесно связанный с раз­витием орудий охоты вообще.

Известный биолог и эколог, писатель-натуралист Фар-ли Моуэт12, восстановил по дневниковым записям исто­рию исследования канадского севера своим соотечествен­ником Сэмюэлом Хирном. В этом очень интересном труде имеется подтверждение мысли о том, что охотничьи ору­дия служили в глубокой древности и для «рыбной охоты».

Вот что пишет Сэмюэл Хирн об эскимосах, живших на канадском севере в 1769 году еще фактически в условиях каменного века:

«...И для охоты, и для рыбной ловли они используют лук со стрелами, копья, остроги и дротики, качеством по­хуже, чем гренландские...»

Еще одно подтверждение этой мысли мы можем без труда найти в тех же дневниках Н. Н. Миклухо-Маклая:

«Наблюдал долго, как сын Туя, мальчик лет 15, стре­лял из лука в рыбу, но не очень успешно, не попал ни в одну. Стрелы исчезали на секунду в воде, а затем вы­плывали на поверхность, стоя в воде перпендикулярно. Затем они снова были собраны охотником. Стрелы эти от­личались от обыкновенных, что имеют вместо одного ост­рия несколько: четыре, пять, иногда и более; острие сде­лано из твердого дерева и всажено в длинный тонкий тро­стник».

Еще до поездки Миклухо-Маклая к папуасам подобное описание сделал знаменитый исследователь и описатель «земли Камчатки», российский путешественник и этнограф Степан Петрович Крашенинников, путешествовавший на Востоке в 1737 — 1741 годах.

«Курильцы около Лопатки и островов своих разъезжа­ют на байдарах и ищут таких мест, где киты спят обыкно­венно, которых нашед бьют ядовитыми стрелами», — пи­сал он в своем знаменитом труде «Описание земли Кам­чатки». Кит, конечно, не рыба, а представитель млекопи­тающих морской фауны. Но он был не единственным объек­том охоты курильцев с отравленными стрелами. Ими они «угощали» и крупных лососей. А китов, кстати, не только стреляли из лука, но и ловили их как рыбу — сетями. А это уже типично рыбацкая снасть. И поэтому сети для лова китов тоже попали в данную книгу. Кроме такого гиганта, как «рыба-кит», в эти сети попадали и настоя­щие гиганты рыбного царства, такие, как китовая акула.

А это уже настоящая рыба. Вот описание этой знаменитой снасти древних жителей Дальнего Востока.

«Олюторы (камчатская народность) ловят их сетями, которые делают из моржовых копченых ремней, толщи­ной в человеческую руку. Помянутые сети ставят они в устье морского залива, и один их конец загружают ве­ликим каменьем, а другой оставляют на свободе, в кото­ром киты, за рыбою гоняючись, запутываются и убива­ются».

Ловить китов сетью путанкой — это почти по-гарган-тюански13! Стоит лишь поражаться смелости человека, рис­кующего с такой снастью выходить на охоту за такой ко­лоссальной дичью, какой является «рыба-кит»!

Окт Интересны сведения, сообщаемые Крашенинни­Ковым, Об удочках, использовавшихся «камчадалами», Жившими • описываемое Крашенинниковым время (это происходило В 1737 — 1741 Гг.) Еще Фактически в услови­ях каменного века

«Промышляют объявленную рыбу, — писал он о жите­лях Камчатки, — около Курильских островов и Авачин-ской гавани удами, которые делают из чаячьих костей или дерева...»

Сделать крючок для ужения рыбы из чаячьей кости — задача не из простых. И в те далекие времена рыболов был на все руки мастер и умелец!

Далее Крашенинников пишет о ловле «красной рыбы», которую «... сетьми, запорами И Острогами промышляют».

Как видим, у народов, разделенных десятками тысяч километров расстояния в пространстве И Сотнями лет во времени, но живущих в условиях, когда в быту использу­ются каменные орудия, сходные методы добычи рыбы.

Около двадцати тысяч лет назад человек стал исполь­зовать для охоты прирученных животных. Среди млекопи­тающих это, прежде всего, собака (которая, по-видимо­му, стала сначала «охотничьей», а потом уже стороже­вой), затем — гепард И Другие. А среди птиц — представи­тели отряда соколиных и ястребиных. Причем китайцы про­явили в этом случае большую, чем другие народы, изо­бретательность и последовательность. Они и для рыболов­ства использовали такую «снасть», как ловчая птица. Спе­циально обученный баклан — птица, по природе своей являющаяся отменным рыболовом, — достает и поныне для своего хозяина рыбку из глубины реки14.

Следует сказать, что китайцы, по-видимому, были и первыми, начавшими работу по приручению рыбы. Во вся­ком случае, именно из Китая пришли навыки и приемы разведения «золотых рыбок» во многие сопредельные стра­ны, а впоследствии и в Европу.

Заметим, что жители каменного века, вероятно, не очень церемонились при добывании рыбы. Так, некоторые племена индейцев, проживающие на территории совре­менной Мексики, «испокон веку» травят рыбу измочален­ными листьями ореха наскального. На островах Индонезии для этой цели используют энгельхарДию Роксбро. Борьба за выживание оправдывала подобные «снасти» и методы рыбной ловли.

Излишне говорить, что рыболовецкие сцасти типа опи­санного Миклухо-Маклаем лука со стрелами с совершен­но несущественными усовершенствованиями до сих пор в ходу. Изменилась метательная часть этого орудия лова, теперь «лук» по большей части имеет форму ружья или пистолета, а стрелы редко делают многоконечными. Чаще всего это классический трезубец.

Завершая цитирование дневников великого ученого, по­знакомимся еще с одним видом рыболовецких снастей, изобретенных папуасами в доисторические времена и, к сожалению, еще не так уж и редко применяемых нынеш­ними их наследниками. Речь пойдет об известном способе, называемом часто лучением рыбы. Это, в сущности, охота на рыбу при помощи факела и остроги. Способ считается браконьерским и повсеместно запрещен.

«Ловля рыбы с огнем очень живописна, и я долго любо­вался освещением и сценою ловли. Все конечности ловя­щего заняты при этом; в левой руке он держит факел, которым размахивает по воздуху, как только последний начинает гаснуть; правою туземец держит и бросает юр;

На правой ноге он стоит, так как левою по временам сни­мает рыбок с юра».

Стоит напомнить, что строки эти написаны Миклухо-Маклаем в 1872 году. С тех пор утекло столько воды и мир так изменился, что подобных методов ловли рыбы и подобных снастей теперь у папуасов, пожалуй, и не уви­дишь... Чего нельзя сказать о нас, так как острогой еще «балуются» те, кого причисляют к малопочтенному племе­ни браконьеров

Кроме лука и стрел, огня и остроги, древние рыболо­вы наверняка знали и другие способы добычи рыбы.

Об этом можно судить хотя бы по опыту североаме­риканских индейцев, еще в восемнадцатом веке исполь­зовавших для рыбной ловли сети, материалом для кото­рых служили ивовый луб, скрученный в подобие нити, и обработанные сыромятным способом ремни из оленьей кожи.

У североамериканских индейцев этим ремеслом (изго­товлением снастей) занимались в основном женщины.

Поскольку археологи говорят о высоком уровне техни­ки обработки кож человеком послеледникового периода в Европе15, надо думать, и у наших предков были снасти подобного типа.

Конечно, при первом взгляде на сеть, изготовленную из древесного луба или из кожаных ремней, кажется весьма сомнительным, чтобы такая снасть смогла выполнять роль сети объячеивающей, но очевидцы свидетельствуют, что запущенные под лед подобные «деревянные» сети прино­сили обильный улов.

Несмотря на то, что сеть из кожи сильно размокала в воде и ячейки делались слишком эластичными, рыба в нее попадалась. За такой сетью требовался очень хороший уход, ее нельзя было после рыбалки оставить непросушенной, требовался после каждого употребления ремонт (размок­шие кожаные узлы расползались, и рыба могла уйти) и, что особенно важно, необходимо было постоянно бороть­ся с угрозой гниения этой снасти: ее солили, коптили, су­шили на солнце.

Почти столь же хлопотно было пользоваться сетью, изготовленной из древесного луба, но, по свидетельству очевидцев, такая сеть была более уловиста и из нее реже уходила рыба — луб не так размокал в воде и был не столь эластичен, как размокшая кожа.

По дошедшим до нас описаниям можно заключить, что чаще все-таки кожаными и лубяными сетями пользова­лись как орудием лова, отцеживающим рыбу от воды. Из конструктивных особенностей этой древней снасти, под­тверждающих аналогичное ее использование, следует от­метить систему шнуров, пропущенных по периметру сети и позволявших ловить ею, как было сказано выше, даже из-подо льда. Это была сеть с признаками кошелькового невода.

Было бы неверно не рассказать о такой чрезвычайно важной, с точки зрения хозяев этой снасти, конструкци­онной особенности, как система талисманов, прикрепля­емых к различным частям этого ременного невода. Чаще всего эта магическая система состояла из вплетенных или привязанных по четырем углам когтей и челюстей выдры. Выдра — рыболов виртуозный и удачливый и должна была свой охотничий «фарт» передать индейскому неводу. Стя­гивающие сеть шнуры украшались лапами и клювами во­доплавающих птиц, которые, как известно, в рыболовстве тоже не последние мастера.

И заключительным, очень важным, по мнению ин­дейцев, элементом в правилах использования этой снасти была ритуальная манипуляция с первой пойманной ею рыбой. Следовало этот трофей сварить целиком, мясо аккуратно отделить от костей (при этом не повредив ни одного позвонка1) и съесть. Очищенный таким образом скелет сжечь.

Этот обычай был и у камчадалов. С. П. Крашенинников упоминает о приводящем в ярость европейцев, нанимав­ших для рыбного промысла местных жителей, обычае съедения первого улова. Никакими силами их невоз­можно было принудить отдавать первый улов хозяину сетей!

Хочется подчеркнуть, что, рассказывая об этом, не имелось в виду подтрунивать над нашими далекими пред­ками, чтобы повеселить новичка-рыболова. Тем более, что поводов для смеха мы — так называемые «современные люди» — сегодня предоставляем много больше. Имелось в виду — дать материал для размышления над действиями наших древних предшественников на предмет освоения их далеко неоднозначного опыта,.. Об этом еще пойдет разго­вор на страницах этой книги.

Одновременно с кожаными и лубяными сетями из этих же материалов изготавливалась и леса. Для подледного лова на лесу, изготовленную из множества связанных меж­ду собой кусочков ремня или из связанных кусочков скру-Миита П в подобие шнура луба, прикреплялся костяной Нравное.

В ватамРт Уже упоминавшемуся нами исследователю Севера Америки Самюэлю Хкрну, мы даже знаем, как Наживлялся —"Я"***"* Крючок. Оказывается, наживка к крючку пришивалась, но не потому, что он был не спосо­бен ее держать. Просто под наживкой следовало спрятать 4—6 (!) предметов-талисманов, а это не так просто сде­лать, если наживка просто надета на крючок. Поскольку все талисманы зашивались в рыбью кожу и имели вид маленькой рыбки, то, по-видимому, это следует считать прообразом современного троллинга16.

Это тем более схоже с ним, поскольку лесу, опущен­ную в лунку, все время двигали, чтобы в суровых усло­виях высокоширотного лова лунка не замерзала. Такое движение, обеспечивавшее и игру рыбки, способствова­ло усилению клева, о чем, несомненно, знали хозяева этой снасти.

В качестве «волшебного содержимого» пришитой к крюч­ку искусственной рыбки использовались кусочки боброво­го хвоста или жира17, зубы или прямая кишка выдры, хвост и внутренности мускусной крысы, задний проход гагары, семенники белок, свернувшееся молоко из желудка козленка-сосунка и т. д.

Даже то немногое, что мы можем сегодня рассказать о конструкции, способе лова и правилах обращения с этими древнейшими и весьма почтенными орудиями лова, служившими людям верой и правдой многие и многие тысячелетия, убеждает нас в высокой степени рыболов­ного мастерства наших предков. Создание этих древних снастей потребовало усилий и таланта многих поколений. И они, в большинстве своем, нами только усовершен­ствуются.

Tags: , , , , , , , , ,


Fatal error: Call to undefined function wp_related_posts() in /var/www/skit/data/www/ribolovniyray.ru/wp-content/themes/yoo_streamline_wp/layouts/single.php on line 25